Иисус Христос принимает книгу с семью печатями из десницы «Сидящего на престоле», и Ему воспевает славу всё творение
«1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её?..
4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё.
5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её.
6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
7 И Он пришёл и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
8 И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени,
10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю, и на море, и всё, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков»
(Откр 5:1-2; 4-13)
Иоанн видит, что в деснице Сидящего на престоле находилась книга, запечатанная семью печатями. Один из 24 старцев возвестил Иоанну, что «лев от колена Иудина, корень Давидов, победил», и может раскрыть эту книгу (Откр 5:5). Здесь имеется в виду совершенная Христом победа над смертью и силами зла (ср. Ин 16:33 — «Я победил мир»), — отметим, как Христос ранее свидетельствует Тайнозрителю о Себе: «Я есмь… живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр 1:17-18). Именования Христа львом и корнем Давида взяты из известных мессианских пророчеств книги Бытия (благословение Иакова Иуде, где тот сравнивается с молодым львом — Быт 49:9-10) и пророка Исайи («И произойдет отрасль от корня Иессеева… и почиет на нем Дух Господень» — Ис 11:1).
Далее происходит ярчайшая трансформация образов — воинственный лев оказывается кротким ягненком. Агнец как символ жертвы и смиренного повиновения Богу присутствует у пророка Исаии в описании страждущего служителя Господня: «Как влекомый на убой ягненок, как овца, когда ее стригут, так и он оставался безмолвен» (Ис 53:7). Сравнение Христа с агнцем, как и в Евангелии от Иоанна, имеет своим главным источником пасхальных агнцев, жертвенное заклание которых спасло израильтян от «ангела-губителя» и предварило исход из Египта (Исх 12). Иоанн слышит о льве, но видит агнца, и это показывает, что ветхозаветные мессианские пророчества получают принципиально новое толкование: Иисус Христос действительно одержал победу над силами зла (как «лев»), но Он достиг этой победы именно через Свою жертвенную смерть на кресте (как «агнец»).
Книга за семью печатями
Христианские авторы высказали множество толкований запечатанной книги Откр 4–5: толкование таинственной книги как замысла Бога о человечестве. Сам Бог не открывает книгу, — вероятно, потому, что божественный замысел о человечестве должен быть исполнен именно людьми. Бог уготовал людям полноту жизни в Небесном Иерусалиме, при этом, в осуществлении Его благих замыслов для Него важно свободное соучастие людей. Но из-за грехопадения невозможно найти того, кто способен преодолеть власть греха и в полноте соединить свою волю с волей Божией. Когда никто не оказывается достойным, Иоанн начинает плакать и сокрушается о том, что нет Посредника, способного утвердить в мире Царствие Божие и победить царящее на земле зло. Ответом становится Иисус — «Новый Адам», как называет Его апостол Павел (Рим 5: 12–21), родоначальник нового человечества. Иисус Христос, истинный Бог и истинный совершенный Человек, оказывается достойным раскрыть книгу замысла Божия, потому что Его свидетельство, смерть и Воскресение сделали возможным пришествие Царствия Божия.
Три гимна Агнцу-Христу
Агнец берет книгу из десницы Сидящего на престоле, и небесные силы совершают поклонение Агнцу, воспевая три гимна (Откр 5:8). Жест поклонения Христу служит знаком Его божественного достоинства. Первый гимн, названный «новой песнью», поют четыре животных и 24 старца: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему» (Откр 5: 9–10). Выражение «новая песнь» напоминает, как израильтяне торжественно воспели Богу после перехода через Чермное море и спасения от египтян (Исх 15). Новозаветная «новая песнь» восхваляет Иисуса за искупление людей и за то, что обетование книги Исход стать «царством священников и народом святым» (Исх 19:6) исполняется. Отныне все верующие вслед за Иисусом могут входить в присутствие Бога как священники и служить Ему, обращая свои разнообразные дарования в Его славу (1 Пет 4:10; 1 Кор 12). Всё это было достигнуто жертвенной смертью Агнца — «закланием». Качественная «новизна» песни предвосхищает новое творение Божие в Небесном Иерусалиме (Откр 21–22).
Круг присоединяющихся к хвале Агнцу расширяется — второй гимн Агнцу поет уже «неисчислимое множество» ангельских существ (ср. Дан 7:10): «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр 5: 11–12). Обратим внимание, что элементов в этом гимне семь — вероятно, Иоанн хочет сделать акцент на идее полноты славы и власти, которая подобает Агнцу. Значимо, что в гимнах (Откр 5) исследователи находят параллели с ритуальными восхвалениями римского императора — через такие сближения Иоанн показывает современникам, Кто истинно достоин именоваться Господом.
Третий гимн воссылается Богу и Агнцу от всего творения: «и всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр 5:13). Этот образ выражает поистине неодолимую силу победы Агнца — явленная Иисусом любовь Творца простирается во все уголки мироздания, и каждая частичка мира откликается хвалой и благодарностью.
Видение всеобщего небесного поклонения Богу и Агнцу по праву называют богословским центром всего Апокалипсиса. Распятый и воскресший Христос совершил искупление всех людей и прославлен как равный Богу. Именно в этом автор Апокалипсиса видит главное событие всей мировой истории. Всемирное владычество Бога Отца и Христа в полноте явлено на небесах (Откр 4:11; 5:9–13) и открыто верующим, которые уже на земле становятся «царством и священниками» Бога.