Разрешение Книги Жизни агнцем
Агнец начинает снимать печати с книги одну за другой, и после снятия каждой из первых четырёх печатей появляются известные «всадники Апокалипсиса». Всадники держат некоторый атрибут, и цвета их коней – белый, рыжий, черный, бледный – также выражают символический смысл. Каждому дается определенная описательная характеристика, выражающая их действия: первый всадник с луком в руке получает венец, «и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр 6:2). Второму всаднику на рыжем коне с мечом «дано взять мир с земли»; появление третьего на черном коне с весами сопровождается возглашением очень высоких цен. У четвертого всадника на бледном коне названо имя – «смерть», за ним следует ад, и ему дано умерщвлять четвертую часть земли «мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр 6:8). Значения 2-го, 3-го и 4-го всадников вполне понятны: второй всадник, несущий меч, символизирует войну (Откр 6:3-4), третий, с весами в руке – образ голода (Откр 6:5-6), четвертый обозначает мор и гибель четвертой части людей (Откр 6:7-8). Характеристики первого всадника-победителя допускают разные варианты интерпретации.
В образах всадников можно увидеть параллели с предзнаменованиями конца времен, упоминаемыми в эсхатологической речи Христа (Мф 24, Мк 13). Некоторые толкователи связывают всадников с эсхатологическим судом Божиим и утверждают, что их воздействие направлено на грешников (подобно последующим видениям семи труб). Однако более распространено толкование всадников как бедствий, порождённых злой человеческой волей. Это косвенно подтверждается видением пятой печати, в котором предстают невинно убиенные мученики.
Важно, что не всех четырех всадников принято считать мрачными фигурами. Первый всадник на белом коне, свершающий победу, с раннехристианских времен интерпретировался как светлый образ – знамение победоносной проповеди Евангелия миру (ср. Мф 24:14), или даже как знамение присутствия Самого Христа (ср. Откр 19:11). Такое толкование гармонирует с пониманием всадников как символов всей человеческой истории: «Общая мысль этого образа такова, что история будет знать и побеждающую силу Христианства в мире, причем первое место этого образа в снятии семи печатей говорит о первенствующем значении этой победы…» (прот. Сергий Булгаков, Апокалипсис Иоанна).
Возможно также, что все четыре всадника представляют собой единую группу, отрицательные силы – первый всадник может знаменовать начало всех земных бедствий. В любом случае, важно, что видения всадников непосредственно следуют за принятием Христом книги замысла Божия, за Его вечной победой над смертью; в образах всадников можно увидеть мысль, что действия сил зла не смогут помешать свершению спасительного замысла Божия. Всемогущий Бог устрояет так, что все события в итоге приводят к благому финалу (ср. Быт 45:8).