Облачение в белые одежды праведных душ
Следующее за четырьмя всадниками видение пятой печати являет Иоанну «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). Души находятся на небесах под жертвенником и молят Бога свершить справедливый суд на земле: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Им были даны белые одежды, и сказано, чтобы они «подождали еще малое время», пока не завершится путь свидетельства их братьев, и некое совокупное «число» будет дополнено (Откр. 6: 10–11).
Просьбу мучеников Откр. 6, конечно, не стоит понимать в смысле требования мести в противоположность заповедям Иисуса о прощении (Мф 6:14) и любви к врагам (Мф 5:43-47). Мученики думают о своем Владыке-справедливом Боге и о Его Царстве любви, которое было попрано жестокими злодеяниями. Они доверяют Господу все свои переживания, и верят, что Он сврешит справедливый суд над злом. Вспомним библейские слова “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Втор. 32:35; Рим. 12:19). Суд над преследователями невинных людей играет важнейшую роль для человечества, поскольку подтверждает, что у мира есть Творец, Владыка и Господь, установивший Свои нравственные законы, и поэтому в мире нельзя поступать по своему произволу. Последующее повествование Апокалипсиса откроет, что Бог действенно отвечает на молитву невинно убиенных свидетелей об истине, — видение шестой печати, а затем цикл видений семи труб и семи чаш, покажут начинающийся суд Божий над «живущими на земле»-грешниками.
После своей молитвы души сразу получают «белые одежды». Образ белых одежд выражает несколько важных смыслов, в первую очередь идею причастности небесному миру, пронизанности светом Божиим. Это, в свою очередь, символизирует открытость человека Богу: человек доверяет Богу свою душу и позволяет Ему действовать в себе. В Апокалипсисе сказано, что белая одежда означает праведность: Невеста Агнца облачена в белую одежду-виссон, «виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:8). В Откр. 19 также говорится, что Невесте Агнца «дано» облачиться в белые одежды, то есть белые одежды даруются ей Богом. Причём их белизна напрямую связана со спасительным подвигом Иисуса: Они «убелили одежды свои кровью Агнца» (Откр. 7:14). Для невинно пострадавших (Откр. 6: 9–11), белая одежда означает подлинную радость утешения. По слову Примасия Гадруменского, эти люди получат «белые одежды, то есть совершенство по благодати, которое Духом Святым в сердца верующих изливается, и… станут общниками радости неизреченной». Вспомним слова Иисуса ученикам: «Вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и радости вашей никто не отнимет у вас, и в тот день вы не спросите меня ни о чем» (Ин. 16:22–23).
Тайнозрителю открывается, что, хотя страдания есть сейчас и еще будут, согласно Откр. 6:11, ни одна слеза невинного человека не останется незамеченной Богом (Пс. 55:9, ср. далее «И отрёт Бог всякую слезу с очей их», Откр 7:17). В своем видении Иоанн показывает евангельскую истину, выраженную в Заповедях Блаженства: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 10–12). Невинно убиенные получают небесные белые одежды, и все их вопрошания находят ответы в общении с Богом. При этом в Апокалипсисе прямо указано, что не только узкий круг избранников, но и множество последователей Христа получит этот небесный дар: «побеждающий облечется в белые одежды» (Откр. 3: 5,18).