Омрачение Солнца и Луны и уязвление третьей части небесных светил
Снятие шестой печати влечет за собой «великое землетрясение», так что «солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр 6:12-14).
Эти грозные образы могут вызвать недоумение современных читателей, однако для иудейской религиозной традиции подобные картины довольно типичны. По меньшей мере четыре основных элемента из Откр 6:12-14 упоминаются во множестве ветхозаветных текстов: сотрясение земли / гор; омрачение или сотрясение луны, звезд, солнца, неба; излитие крови (Ис. 13:10–13; 24:1-23; 34:4; Иез. 32:6–8; Иоил. 2:10–31; 3:15–16; Авв.3:6–11). Наиболее сильное влияние оказал текст пророка Исайи: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет… как увядший лист – со смоковницы» (Ис.34:4).
В чем же состоит основное значение масштабных природных бедствий, согласно библейскому мировоззрению? Во-первых, природные катаклизмы предполагают идею возмездия за содеянное зло; вспомним, что первый «апокалиптический» рассказ в Библии – рассказ о потопе (Быт 8-9), в котором говорится, что именно умножения преступлений вынудило Бога очистить землю от губящих ее людей, эксплуатирующих друг друга. То есть, уничтожение «старого порядка» мира происходит после вопиющего умножения зла. Во-вторых, природные катастрофы обозначают замену «старого» обветшавшего во зле мира новым миром Божиим — прежний порядок мира должен устраниться, чтобы освободить место «новому небу и новой земле, на которых обитает правда» (2 Пет 3:13). И этот «уход» старого творения древние авторы представляли в образах, противоположных созданию мира (Быт 1-2) – все, что было упорядочено Богом при сотворении, вновь как бы возвращается к «первозданному» хаосу. Таким образом, «землетрясения» и «помрачение светил» сигнализируют суд Бога над злом и смену одной эпохи другой, «воссоздание» мира. Все в мире должно быть обновлено, чтобы Бог мог явить Себя людям и утвердить в мире Свое царствие – «новое небо и новую землю, на которых обитает правда» (2 Пет 3:13).
Христианские авторы высказывали разные предположения, как именно новое творение соотносится с прежним; Андрей Кесарийский, ссылаясь на священномученика Ириней Лионского, понимает образ неба как свивающегося свитка как указание, «что небо подлежит не погибели и истлению, а как бы некоторому свиванию и изменению на лучшее… Не погибает и не уничтожается ни сущность и ни существо создания (ибо крепок и истинен создавший его), но “преходит образ мира сего” (1 Кор. 7:31), в котором совершено преступление заповеди».
В святоотеческой традиции можно найти немало нравственных толкований описываемых природных бедствий. Так, Андрей Кесарийский говорит, «чернота солнечная и темно-кровавый вид луны означают душевный мрак постигнутых гневом Божиим. «Пали звезды» – означает, что падут и считающие себя светилами мира…»
Знамения на небе вызвали ужас обитающих на земле: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр 6:15-16).
В духе сопоставления с евангельским учением, Андрей Кесарийский замечает, что «цари земные» — это те, кто обладают землей, но не приобрели себе ничего на небе (ср. Мф 6:19-21), а «рабы» — это те, кто находится в рабстве земному и не служит Иисусу Христу.
Сокрушительный суд над «правителями, царями и великими» описывается в Ис.34, причем ясно указывается нравственная причина суда – эти люди притесняют и гонят народ Божий, творят несправедливость (Ис.33:1–34,13; 35:1–4). Делателей зла постигает возмездие: «Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошён и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя» (Ис 33:1).
Воззвание к горам является аллюзией на книгу пророка Осии, где говорится о суде над идолопоклонниками и о том, что они ищут убежища в скалах и горах: «Скажут они горам: “покройте нас”, и холмам: “падите на нас”» (Ос.10:8). Подобно согрешившим Адаму и Еве (Быт 3:8), делатели зла не ходят выйти к Богу с раскаянием, но стремятся во что бы то ни стало скрыться от взгляда всевидящего Творца. Стоит привести сходный текст пророка Наума: «Горы трясутся пред Ним… и земля колеблется пред лицем Его… Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его?» (Наум.1:5–6). В повествовании Апокалипсиса цари также восклицают: «…пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр 6:17). Следующее видение Иоанна покажет тех людей, которым приближение всемогущего Творца внушает не страх, а радость.