Видение бесчисленных народов, носящих светлые одежды
Череда снятия печати с книги приостанавливается: Иоанн слышит, как Ангел дает особое повеление четырем ангелам удерживать четыре ветра земли: «Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр 7:3).
Другой Ангел, появляющийся от восхода солнца, ставит «печать Бога живого» на лоб «рабов Бога нашего». Кто эти люди? Иоанн в первую очередь говорит о числе: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч…» (Откр. 7:4–5). И далее перечисляется по 12-ти тысяч из каждого колена Израилева.
В целом, образ «подсчета» верующих выражает незыблемость замысла Божия и заботу Бога о каждом (ср. слова Иисуса «У вас же и волосы на голове все сочтены», Мф. 10:30). Подсчёт позволяет удостовериться, что ничто хорошее не пропало и все ценное сохранено.
«Печать Бога живого» в первую очередь означает принадлежность Богу; запечатление показывает, что Бог является владыкой этих людей и сохраняет их, какеи бы бедствия ни возвещались в последующих видениях. Вероятно, печать содержит имя Бога, — далее в Откр. 14:1 сказано, что 144 тысячи следующих за Агнцем имеют на челах имя Отца Его. Толкователи Апокалипсиса развивали мысль о принадлежности Богу, отождествляя «печать» с Таинствами Церкви: Крещением, Евхаристией, Миропомазанием (Таинством Духа Святого). Какими бы ни были конкретные выражения «запечатленности», печать указывает на живую духовную связь с Богом.
Тайнозритель Иоанн услышал о числе 144 тысячи, но затем увидел нечто иное: После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Откр. 7: 9–10).
Окружающие престол Божий Ангелы пали ниц и поклонились Богу, вознося Ему хвалу (Откр. 7:12). Обратим внимание, что повествование вновь переместилось в небесные сферы, к престолу Божию. Пальмовые ветви для израильтян не только служили знаком победы и торжества, но и ассоциировались с праздником Кущей, когда торжественно вспоминался выход из Египта, новая жизнь в свободе, странствие под покровом Божиим (ср.: Лев. 23: 40,43). В течение этого недельного осеннего праздника, изобильного разными плодами, израильтяне целую неделю жили в шалашах, украшенных цветами. И видение Апокалипсиса раскрывает ту небесную реальность, на которую указывал «земной» праздник Кущей — радость вечной жизни с Богом, где люди являют собой благие «плоды» человечества.
Далее один из 24-х старцев поясняет Иоанну, кто эти люди: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 14–17).
Эти слова принадлежат к самым ярким текстам Библии о полноте счастья, которое Бог уготовал любящим Его (ср. 1 Кор 2:9). Здесь выражена великая любовь Бога и Его забота о всех, кому довелось претерпеть скорбь (ср. евангельское «Блаженны плачущии, ибо они утешатся», Мф 5:4). Те же самые слова об утешении будут повторены в начале описания Небесного Иерусалима (Откр. 21: 3–4).
Как соотносятся между собой две упоминаемые группы людей? Существует буквальное толкование 144-х тысяч как избранного «остатка Израиля» — спасенных иудеев или же иудеохристиан (ср. Рим. 9–11). По слову Самого Иисуса, спасение приходит «от иудеев» (Ин. 4:22). Однако вспомним о символике чисел в Апокалипсисе. Число 144 000 образовано как 12х12х1000. Число двенадцать несет в себе значение призванных Богом людей. 144 — это двенадцать, умноженное само на себя, что можно понимать как соединение людей Божиих, собирание их во всей целостности. Число тысяча в Библии нередко употребляется не в точном математическом значении, а как синоним огромного количества, которое трудно пересчитать; другие фрагменты Апокалипсиса позволяют предположить, что 1000 содержит в себе идею всеохватности. Таким образом, 144 000 — это число полноты народа Божия. На первом плане в Откр. 7: 4–9 — спасение еврейского народа, который есть основа Церкви Божией, однако символическое значение числа 144 000 простирается дальше, открывая перспективу всей Церкви истинного Бога, не ограниченной конкретным народом. Как говорил апостол Павел в Рим 11, к корню древнего дерева прививаются новые «дикие» ветви — языческие народы. Всё это предусмотрено в первоначальном замысле Бога, который Он открыл праведному Аврааму, сказав, что через потомка Авраама получат благословение все народы на земле (Быт. 12:3).
Можно прийти к выводу, что символический смысл 144 тысяч и «великого множества», в сущности, один — полнота народа Божия, явленная с разных точек зрения. Образ 144 тысяч являет земное измерение Церкви, так называемую «Церковь воинствующую» — ее члены получают «печать Бога живого», знаменующую их сохранность во время всех земных испытаний и духовных сражений (Откр. 7:3). Также 144 тысячи могут обозначать Церковь во времени. А «великое множество людей» — это Церковь в ее небесном измерении, «Церковь торжествующая» и пребывающая с Богом вне времени, в Его благословенной вечности.