Второй ангел вострубил. Падение в море пылающей горы
Далее, когда вострубил второй ангел, пред взором Иоанна предстало новое видение: «…Как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море». Треть вод становится кровью, треть живых существ в море погибает (Откр 8:8-9).
В видении второй трубы продолжает раскрываться тема суда, начавшаяся в видении первой трубы. Эта образность имеет параллель в первой Египетской казни — воды в реке Нил превращаются в кровь, воду становится невозможно пить (Исх 7:14-25). Значение Нила для жизни всех Египтян невозможно переоценить, поэтому уже самое первое бедствие явилось значительным ударом для страны, которое невозможно было не заметить.
Упоминание «крови», общее для видений первой и второй трубы, проливает свет на основной смысл видений труб. Вспомним молитву мучеников из видения пятой печати: «Когда, Владыка Святой и Истинный, станешь судить Ты и взыщешь за кровь нашу с живущих на земле?» (Откр 6:10, перевод Кулакова). Вот чья кровь была беззаконным образом пролита на земле (см. далее Откр 18:24). И видения семи труб показывают разворачивающийся ответ Бога как праведного Владыки — Бог говорит «нет» злу, распространяемому людьми. В видении второй чаши, повторяющей образность второй трубы (Откр 16:3), «ангел вод» озвучивает причину, почему воды обращаются в кровь: «За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» (Откр 16:6).
Некоторые толкователи предполагают, что образ большой горы, пылающей огнем, был навеян Иоанну геологическими катастрофами, которые в то время сотрясали средиземноморский мир. Помимо всем известного извержения Везувия 79 г. по Р.Х., разрушившего Помпеи и Геркуланум, на островах Эгейского моря тоже периодически взрывались вулканы. Однако не будем забывать, что образность здесь – особенная, символически описывающая пришествие Бога, «великий день гнева» Божия. В контексте повествования значимо, что горы трепещут пред лицом Божиим (Иер 4:24, Наум 1:5), и горы покорно исполняют Его волю. Образ горы, падающей в море, заставляет вспомнить слова Иисуса ученикам: «Если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет» (Мк 11:23). В пророческих текстах горы иногда служат обозначением царств, которые подобно горам возвеличивают себя, но пред Богом познают свое истинное лицо.