Шестой ангел вострубил. Освобождение четырех ангелов у реки Евфрат
«Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырёх рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырёх Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей» (Откр 9:13-15).
Тема бедствий над грешным человечеством развивается – в Откр 9:6 сказано, что люди просили себе смерти, и в видении шестой трубы Иоанн видит, как к ним начинает подступать смерть. Важно, что даже такие мрачные события происходит не без участия Бога (голос исходит от одного из четырех сторон небесного жертвенника, и присутствует указание на некий определенный срок). Бог не бросает людей «на произвол судьбы», чтобы с ними безжалостно разделались демонические силы. Бог продолжает направлять историю, и, как будет показано в дальнейшем повествовании Апокалипсиса, вплетает действия злых сил в Свой благой замысел, который завершится вечной жизнью для Его творения.
Какие ассоциации в ветхозаветных текстах можно найти с рекой Евфрат? По отношению к Иудее, Евфрат протекает на севере и на востоке. Целый ряд текстов говорит о северном враге за Евфратом, которого Бог приведет для суда над грешным Израилем (ср. Ис. 7:20; 8:7–8; 14:29–31; Иер. 1:14–15; 4:6–13; 6:1,22; 10:22; 13:20; Иез. 38:6,15; 39:2; Иоил. 2:1–25), и над другими безбожными народами, окружающими Израиля (Ис.14:31; Иер.25; 50:41–42; Иез. 26:7–11). Об этих отмстителях говорилось как о внушающем ужас воинстве на конях (колесницах), наступающем с севера.
В эпоху апостола Иоанна подобным устрашающим стихийным «врагом с севера» было принято считать парфян — Парфянское царство располагалось в районе Евфрата. Римская империя покорила всё средиземноморье, однако не могла справиться с парфянами; один из триумвиров, полководец Красс отправился туда с огромным войском, но римляне потерпели сокрушительное положение, а голова самого Красса оказалась в руках парфянского царя. В целом можно предположить, что «четыре ангела символизируют варварские народы с четырех концов света. Они движутся на цивилизованный мир, нанося ему удар за ударом» (прот. Александр Мень).