История пророка Илии и Еноха Праведного
После пророческих действий Иоанна в повествовании появляются новые персонажи: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Откр. 11: 3–4). Далее два свидетеля названы пророками, они совершают пророческую миссию (Откр. 11:10). Это органично соединяет свидетелей с предыдущим видением: Иоанн был призван пророчествовать о многих народах, а в Откр. 11:3 пророческое служение продолжают два свидетеля.
В тексте Откр. 11 не сказано прямо о содержании их свидетельства, но на него указывают две детали. «Вретище» — одежда из грубой мешковатой ткани — ассоциируется с идеей раскаяния, скорби о содеянном и обращения от злых дел (ср. Мф. 11:21, Лк. 10:13). Смыслово насыщенно и само именование «свидетели», поскольку «свидетелем верным» в Апокалипсисе назван Иисус Христос, также и верующие в Него становятся «свидетелями» подобно Ему. Можно заключить, что два свидетеля, скорее всего, говорят людям о живом Боге и о необходимости покаяния перед Его пришествием.
Свидетелям дана большая сила: они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь (Откр. 11: 5–6). Эти «воинственные» образы нужно понимать в символическом смысле: Дух Божий являет Свою мощь через «свидетелей», которые получают от Него необоримую духовную силу и защиту, и что действию Духа никто не может противостоять.
Нужно ли понимать двух свидетелей как конкретные исторические личности, или это собирательный образ? В восточной раннехристианской традиции, где использовался эсхатологический подход, под «свидетелями» часто понимались Илия и Енох — в частности, так считали сщмч. Ипполит Римский, Тертуллиан, Икумений, Андрей Кесарийский и ряд других церковных авторов. В западной христианской традиции два свидетеля чаще отождествлялись с Моисеем и Илией — это более соответствует образности Откр 11: 3–13 — превращение воды в кровь и удержание дождя. Широко представлено также понимание свидетелей как двух пророков последних времен, подобных Моисею и Илии — как и Иоанн Креститель, приготовляющий народ к приходу Иисуса, пришел в «духе и силе» Илии (Лк. 1:17). Но тот факт, что словом «светильник» в Откр. 1 именуются церковные общины в целом, говорит о возможности духовно-символического подхода — свидетелей можно понимать как совокупность христиан, как образ всей Церкви в ее свидетельстве об Иисусе Христе. Тот факт, что символом всей Церкви теперь являются не «семь», а именно «двое» свидетелей-светильников, хорошо объясняется требованием ветхозаветного закона об обязательном наличии, по крайней мере, двоих свидетелей для подтверждения всякого дела (Числ. 35:30; Втор. 17:6; 19:5).
После завершения срока свидетельства, в повествовании появляется новый грозный персонаж: «зверь, выходящий из бездны, сразится с ними[свидетелями], и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр. 11: 7–8). В «великом городе», запятнанном злодеяниями, свидетели претерпели насилие и смерть, и их свидетельство словно достигло кульминационной точки: не случайно в древнегреческом языке слово «свидетель» (μάρτυς) приобрело значение «мученик».
Но затем в истории свидетелей происходит неожиданный поворот: «И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр. 11:12). Облако в Апокалипсисе упоминается в связи со Христом (Откр 1:7; 14:14–16; 11:12), и вознесение двух свидетелей описывается по образу вознесения Христа. Здесь проявляется тройное подобие пути свидетелей и пути Иисуса Христа: смерть как видимое поражение — воскресение — вознесение. Последнее слово в этой истории остается за Богом — Бог зримо являет правоту и победу пострадавших свидетелей. Таким образом, как и в истории Иисуса Христа, видимое поражение «свидетелей» и мученическая смерть становится началом духовной победы, которая может изменить сердца людей, плененных злом.