Христос и праведники в белых одеждах

После гласа седьмой трубы Иоанн снова видит престол Божий и поклоняющихся пред Ним. Тема явления Бога как Судии эта тема также предполагается выражением «произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Откр 8:5). Указание на «громы, молнии, землетрясения» присутствует в видении престола Откр 4 и появляется в начале и конце «седмеричных» циклов печатей, труб, чаш. звучит «программное» высказывание: «…пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр 11:18). Бедствия труб являют Бога как владыку мира, Судию и осуществителя справедливого возмездия.

История служения двух свидетелей вносит важные дополнительные смыслы. В Откр. 11 перед нами предстают «живущие на земле», «язычники», жители «великого города» (скорее всего, это синонимы) и зверь. Выше уже было отмечено, что «живущие на земле» — это плененные злом люди; сказано, что они не желали принимать слово свидетелей, но выражали большую радость при виде их убитых и поверженных. А что было с этими противниками потом? И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному (Откр. 11: 12–13). Но что именно означает страх «жителей города» и их воздаяние славы Богу небесному?

Практически все комментаторы отмечают намеренный контраст между славословием Богу «живущих на земле» в Откр. 11:13 и их реакцией на предыдущие бедствия, происходившие после звучания шести труб. Приведем комментарий прот. Сергия Булгакова: «Остальные же, в отличие от нераскаянности их в 9:20, после шестой трубы, воздали славу Богу небесному». Если люди пленены злом, то может оказаться недостаточным раскрывать перед ними губительные последствия зла, как это происходило в бедствиях труб — они могут все равно не понять свои заблуждения и не прийти к Богу с покаянием (ср. Откр. 9: 20–21). И в Откр. 11 описывается иной образ воздействия Бога, — Бог обращается к согрешившим через слово Своих верных свидетелей. Этот путь нелегок, но искреннее и пламенное свидетельство о живом Боге, неумолкающее в самой смерти, в конце концов приносит великие плоды — благодаря ему к Богу приходят множество людей, которые казались безнадежно погрязшими во зле. В Откр 11:13 говорится, что девять десятых города, то есть большинство, воздали славу Богу небесному.

Выраженное в Откр. 11 провозвестие раскрывает нам важнейшую мысль о Церкви и мире: Бог допускает страдания верующих именно ради блага всего остального мира — чтобы как можно больше людей могли наконец прозреть и увидеть истину. В Апокалипсисе не раз подчеркивается, что Церковь в истории идет по пути Иисуса Христа, который отдает Себя людям, чтобы они спаслись. В самих себе являя жертву Иисуса, верные свидетели участвуют в Его победе над смертью и над злом, — благодаря этому другие люди как бы соприкасаются со Христом и понимают, что и для них открыта новая жизнь с Богом. Согласно Апокалипсису, новозаветная Церковь, состоящая из представителей всех народов (Откр. 5:9; 7:9), призвана нести всем народам свидетельство о Христе, без всяких границ — даже тем, кто совсем далек от Бога и от правды. Повествование о свидетелях является обетованием, вселяющим мужество и надежду, но также и призывом — содействовать делу Христову своим личным примером, каждому в своей мере.