Точило гнева Божия

Далее, один из трех летящих по небу ангелов держит «вечное Евангелие» — он призывает все народы поклониться Богу и воздать славу Творцу всего мира. Другой ангел предупреждает, что поклонение зверю влечет за собой все большее духовное падение и отдаление от Бога-источника Жизни – грешников ожидает «чаша гнева Божия» (Откр 14:6-11). Отказ от поклонения зверю вопреки влиянию «большинства» требует проницательности и духовного подвига, но это важнейший нравственный выбор для человека — «здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр 14:12). В Апокалипсисе подчеркивается, что поклоняться подобает только истинному Богу – когда Тайнозритель падает к ногам величественного ангела, показавшего ему видения, и хочет ему поклониться, ангел сразу же останавливает его: «я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр 19:10; 22:8-9).

В Апокалипсисе присутствует много образов суда; как правило, слово «суд» вызывает ассоциации с наказанием и осуждением. Но важно принимать во внимание, что библейские картины суда также подразумевают разделение добра от зла и собирание добрых «плодов» жизни людей, как и в евангельской притче о пшенице и плевелах (Мф. 13: 24–30). Эта тема развивается в Откр. 14: «И вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14: 14–15). Жатва пшеницы в новозаветных текстах — светлый образ, означающий множество людей, готовых открыть себя Богу: как говорил Иисус, «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:36; ср. Ин. 4:35–36). Таким образом, в Апокалипсисе звучит не только тема суда как «возмездия» за злые дела, но как принятия Богом добрых плодов истории человечества. Затем будет сказано, что в город Божий Небесный Иерусалим принесут «славу и честь народов» (Откр. 21:26). Это двуединство изображенного в Апокалипсисе «воздаяния» ёмко выражено в словах Иисуса из заключительной главы: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 11–12).

Обратим внимание, что сидящий на облаке и имеющий серп назван «подобным Сыну Человеческому» (Откр 14:14). В тексте прямо не сказано, что это Иисус Христос, но на фреске это очевидно Он. Это толкование понятно, – Сын Божий непосредственно участвует в «жатве», ведь Он есть первый и последний, Начало и Конец, Он стоит у истоков зарождения «плода», и Он же принимает его.

Затем Иоанн видит, как виноградные гроздья срезаны серпом и брошены в давильню/ «точило» – деревянную емкость, в которой ягоды давили ногами, чтобы из них вышел сок. Ангелы топчут виноград, из него изливается сок словно кровь (Откр 14:18-20). ««Гроздами» называются нечестивые и законопреступные, которые вместо вина веселия наполняют чашу гнева Божия… «Вино ярости» означает наказание, как следствие вина нечестия, опьяняющего того, кто его пьет, ибо кто в чем согрешит, в том и получит наказание» (Андрей Кесарийский, Толкование на Апокалипсис).