Праведный судия на белом коне поражает мечом нечестивые народы
Среди новозаветных книг только в Апокалипсисе изображено Пришествие Иисуса Христа во славе в конце времен, при этом мы вновь имеем дело со множеством символов. Христос нисходит с небес и является как всадник на белом коне, увенчанный диадемами: «На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»» (Откр. 19:16). За Ним следует «воинство небесное… на конях белых» (Откр. 19:14), «из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр 19:15, ср. Откр. 1:16; 2: 12,16). Этот символ имеет ветхозаветные истоки. Пророк Исаия говорит о Боге: «Он… жезлом уст Своих поразит землю» (Ис. 11:4) и о своем служении: «И соделал уста мои как острый меч» (Ис. 49:2). В Новом Завете также присутствует образ Слова Божия как меча: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого «(Евр. 4:12). Как и в Евангелии от Иоанна и Первом послании Иоанна, о Христе говорится: «Имя Ему — Слово Божие». Образ меча отсылает нас к роли Иисуса как праведного Судии.
Одежды Христа обагрены кровью, — некоторые считают это намеком на победу над врагами, однако этот образ стоит понимать в свете образа закланного Агнца. Христианские комментаторы утверждают, что речь идет о Собственной Крови Иисуса, пролитой на кресте.
Ранее в Откр 16 мы узнаем, что с помощью извергаемых драконом жаб-его вестников, зверь и второй зверь-лжепророк привели своих союзников, царей земных и вышли сразиться с Иисусом Христом. Однако в Апокалипсисе полностью отсутствует какое бы то ни было описание эсхатологической битвы: сразу после явления Иисуса Иоанн видит пленение обоих зверей и постигшую их вечную кару в «озере огненном» (Откр 19:19-20). Слово Иисусово нанесло сокрушительное поражение войску зверя (ср. слова апостола Павла в 2 Фес 2:8 – «духом уст Своих убьет нечестивого»). Горделивые цари земные полностью повержены, от их мнимой «мощи» не осталось и следа — подобно тому, как тьма отступает перед лучами света. Христос настолько превосходит своих противников, что те устраняются мгновенно.
В этой сцене проявляется одна из основных идей Апокалипсиса – вечная победа Христа над злом и Его всецелое владычество; вопреки притязаниям дракона-сатаны на мировое господство, только Христос есть истинный «Царь царствующих и Господь господствующих» (Откр 1:5).