Народы Гога и Магога окружили стан святых. Смерть и ад ввергаются в огненное озеро. Воскресение мертвых
«Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр 20:13). На фреске смерть в виде белого скелета подходит с услужливостью и, повинуясь повелению Божию, отдает тела. И «ад» из своей огромной пасти возвращает людей словно пленников. Мы видим, что смерть не имеет абсолютной власти, ведь она уже была уничижена воскресением Христовым – вспомним, как Иисус говорит о Себе Иоанну: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр 1:18). В Апокалипсисе в виде масштабных картин выражается вера в воскресение умерших, которую можно резюмировать в радостном восклицании апостола Павла: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (1 Кор 1:55-57; Ос 13:14). Согласно библейскому откровению, «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем Сол 1:13), и Бог приведет свое творение к такому состоянию, что «смерти не будет уже» (Откр 21:4). Как именно совершится воскресение, — воссоединение тел с душами, — остается тайной Божией; в Апокалипсисе упоминается, что «море» отдало тела. «Из чего сложилось каждое тело, из того же и будет составлено вновь и отдано, было ли оно предано земле, или морю» (Андрей Кесарийский, Толкование на Апокалипсис).
Вот как описывается последний суд Божий над человечеством: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим…» (Откр 20:11-13).
Во всей сцене суда ведущую смысловую роль играют «книги» – «книга жизни», в которой записаны имена верных Богу людей, а также «книги», в которых записаны все дела, совершенные людьми. Этот второй образ книги принято называть «книгой людских деяний». Книга людских деяний является традиционным образом для апокалиптического жанра, она упоминается в книге пророка Даниила (Дан 7:10-11). Во всех текстах образ книг выражает идею всеведения Божия, праведности и справедливости Его суда.
Часто упоминающийся в Библии образ «книги жизни» (Ис 4:3; Дан 12:1, Лк 10:20; Флп 4:3; Евр 12:23) — своего рода список граждан Царствия Божия/ Небесного Иерусалима — выражает идею о том, что Бог желает спасения людей и «от создания мира» направляет людей к вечной жизни. В свою очередь, книга людских деяний пишется на протяжении всей истории человечества, и можно сказать, что каждый человек является «автором» записей о себе в этой книге. Совершенные злые дела могут оказать влияние на запись имени в книге жизни (Исх 32:32, Пс 68:28-29), но искреннее покаяние как бы вычеркивает грехи, стирает их навсегда (Пс 50:3; Ис 43:25; 44:25). Иисус обещает раскаявшимся – «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр 3:5).
Мы приближаемся к завершению видений Апокалипсиса – к концу книги Иоанн созерцает всё то, о чем было торжественно возвещено ранее: «И рассвирепели язычники; и пришёл гнев Твой и время судить мёртвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр 11:18). В повествовании Апокалипсиса четко прослеживается мысль, что все же, кто сеял вокруг себя смерть, сами пожнут смерть. После Пришествия Иисуса Христа во славе зверь и лжепророк брошены в «озеро огненное», что означает «смерть вторую» — разоблачение их лжи и осуждение на духовную смерть (Откр. 19:20). Та же плачевная участь уготована и диаволу (Откр. 20:10). И наконец, последними ввергаются в озеро огненное «смерть и ад» (Откр 20:14). Иоанн видит, как осуществится то, о чем было открыто апостолу Павлу: «Последний враг истребится – смерть» (1 Кор. 15:26). Таким образом, все «человеконенавистнические» силы, приносящие страдания и гибель, обольщавшие людей и препятствующие их воссоединению с Богом, устранены навеки. Никто и ничто больше не будет угрожать жизни людей, и с помощью лжи уводить их от Бога в духовную тьму.
Поэтому можно сказать, что таинственный образ «озера огненного» прежде всего означает торжество вечной жизни. Очень важно, что в озере огненном диавол и смерть не будут «царствовать» — сказано, что диавол там «будет мучиться во веки веков». Озеро кипит огнем и серой – значимо, что во время написания Апокалипсиса сера ассоциировалась с очищением от злых духов. Стоит отметить, что образ огня в Апокалипсисе гораздо чаще ассоциируется с Богом, чем с драконом – огонь может означать силу Бога, Его свет, очищающий и преображающий. Это также подтверждает, что «озеро огненное» будет не сферой господства сатаны, но власти Бога.
В целом, повествование Апокалипсиса об отрицательных персонажах строится по продуманной «ступенчатой» модели — первыми из злых сил в повествовании были названы смерть и ад (Откр. 1:18, на фресках виден ад, следующий за четвертым всадником — Откр 6:8), затем появляются дракон и два зверя (Откр 12-13) и Вавилон (Откр 17). И суд над ними совершается в полностью симметричном обратном порядке — Вавилон уничтожается в Откр. 18, зверь схвачен в Откр. 19:19, дракон — в Откр. 20:10. После дракона, в озеро огненное брошены смерть и ад (Откр. 20:14), и в числе самых последних исчезает море — библейский символ первозданного хаоса и неуправляемой темной стихии (Откр. 21:1).