Небесный Иерусалим
На фреске можно увидеть изображение многочисленных праведников, по иконографии соответствующее композиции «Лоно Авраамово». Такое название появилось в соответствии с образностью притчи о богатом и Лазаре, и со словами Иисуса, «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). Композиция «Лоно Авраамово» часто включает в себя образ Божией Матери на престоле и вошедшего в рай благоразумного разбойника.
Приведем описание духовного смысла этого изображения: «Праведные, которые ведутся направо, озаряемые ярким светом, и воспеваются ангелами, стоящими вдоль нее, направляются в светлую область. В ней от начала живут праведные, которые уже не находятся под властью закона, но всегда в удовольствии созерцают доступные взору всех блага и наслаждаются ожиданием всякий раз новых, считая, что они будут лучше этих. Это место не приносит им усталости и изнурения. Там нет ни зноя, ни холода, ни сорной травы. Но всегда улыбается созерцаемый Богом лик праведных отцов, которые ожидают после этого упокоения и вечного воскресения на небе. Место же это мы называем лоном авраамовым…» (свмч. Ипполит Римский. «Слово против эллинов» или «О всеобщей причине. Против Платона»).
После всеобщего воскресения и суда над всем творением воцарится Бог. Все повествование Апокалипсиса направлено к этому великому моменту — «Се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:3-4). Пришедшее Царствие Божие апостол Иоанн видит как сошедший с неба Иерусалим, названный «Новым», или «Небесным» — (Откр 21-22:5, ср. Евр 12:22). В описании Нового Иерусалима соединяются многочисленные ветхозаветные прототипы: это и город Иерусалим, в псалмах и книгах пророков уже ставший символом пребывания Бога с верными Ему людьми, и райский сад, описанный в Быт 2 и Иез 40-48. Иоанн видит «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл» и «древо жизни… и листья дерева — для исцеления народов» (Откр 22:1-2). По своему виду Новый Иерусалим подобен золоту и драгоценным камням, что символизирует его небесную красоту, великолепие и славу (Откр 21:11, 18-21). На 12 основаниях города – имена колен Израилевых, на 12 воротах – имена «апостолов Агнца»; в город войдут многие народы, и «цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр 21:24,26). При этом в Новый Иерусалим не проникнет никакое зло или нечистота; «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр 22:14).
Описывая видение Небесного Иерусалима, Тайнозритель замечает: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (21:22). Храм как отдельное здание уже не нужен — весь город освящен всеобъемлющим присутствием Божиим и становится храмом Бога. В Откр 21:16 сказано, что город имеет кубическую форму («длина и широта и высота его равны»), что для обычного города непредставимо – но читатели должны вспомнить, что форму куба имело Святое Святых Иерусалимского храма (3 Цар 6:20). Через эту аллюзию передается идея, что весь Новый Иерусалим представляет собой Святая Святых, и в нем «будет Бог все во всем» (1 Кор 15:28).
На фреске мы видим очертания города – его стены, и деревья – символ райского сада и древа жизни, упоминаемого в Откр 22:2. И, в соответствии с основным смысловым акцентом повествования, Иисус Христос возвышается над всеми фигурами, находясь во главе нового творения, и Своим светом заменяя солнце. На этой фреске мы больше не видим разделения планов на «небесный» и «земной» — как сказано в Откр 21:2, град Божий сошел свыше, навеки объединяя небо и землю.