Ангел с ключом запирает сатану на тысячу лет

Отрывок Откр. 20: 1–10 всегда привлекал внимание богословов и художников: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» (Откр. 20: 1–3).

Затем происходит «первое воскресение», в котором участвуют верные Иисусу люди; Иоанн увидел сидящих на престолах праведников, которым Бог дарует царствовать. Видение наполнено таинственными образами, практически в каждом стихе звучит выражение «тысяча лет»: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет… Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20: 4–6). Царствование верных со Христом уже провозглашалось в повествовании ранее, в гимне 24-х старцев: «Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему…» (Откр 5:9-10).

Затем происходит нечто неожиданное: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы» (Откр. 20:7). Дракону удается каким-то образом собрать армии, которые именуются «Гог и Магог». Войска дракона окружают «город возлюбленный», где царствуют святые, — и через мгновение огонь с неба от Бога попаляет их всех. И дракон-сатана оказывается брошен в озеро огненное (Откр. 20: 7–10).

Употребления слова «тысяча» в Пс. 89:4 и 1 Пет. 3:8, — «у Господа тысяча лет как один день», — показывают нам, что речь идёт об очень длительном периоде времени, точные границы которого не определены. И древние, и современные христианские экзегеты считают обоснованным толкование «тысячи лет» как времени существования христианской Церкви. В «царствовании святых» мы можем в первую очередь увидеть указание на царскую и священническую роль умерших членов Церкви. В Откр. 14:13 сказано «блаженные мертвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Сделанное ими добро возвращается к ним, Бог утешает их во всей полноте (Откр. 7:17; 21:4), и они разделяют царствование Царя-Христа (ср. царское достоинство 24 старцев). Царствование, в частности, выражается в их продолжающемся влиянии на мир — молитва членов небесной Церкви достигает Бога и имеет большое влияние на события. С другой стороны, к царскому и священническому достоинству причастны не только умершие верные Богу люди: царствование с Богом распространяется и на живущих, названных в посланиях семи церквам «побеждающими». Это те, кто освящены благодатью Божией, и принятыми от Бога духовными дарами и молитвой меняют жизнь других.

На фресках рядом со Христом у небесного престола изображены и мужчины, и женщины, люди разных возрастов и, судя по одежде, социальных слоев. Этот образ передает, что все верующие объединяются в своем пребывании в Боге.