Народ Божий исходит из Вавилона
Вавилон характеризуется следующим образом:
«…цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее…» (Откр 18:4).
Что означает «выйти из Вавилона»? Этот эпизод можно соотнести с Исходом израильтян из Египта, порабощавшего народ Божий, при этом из Откр 18:4 понятно, что не одно лишь физическое перемещение играет решающую роль. Верующие в первую очередь не должны «участвовать в злых делах ее». И этот пламенный призыв становится более понятным и актуальным, если под «Вавилоном» понимать не конкретное место, а систему ценностей и мировосприятия, определенные модели поведения и отношения к людям. Контуры Вавилона словно проглядывают там, где имеют место поклонение власти и богатству, показная роскошь, ненасытная алчность, и отношение человеческой жизни как к товару (Откр 18:13). В Апокалипсисе акцентируется, что верующим необходимо быть проницательными и бдительными – ведь то, что кажется допустимым компромиссом, может стать первым шагом по дороге, ведущей в пропасть.
Призыв выйти из Вавилона напоминает верующим прежде всего “искать Царствия Божия и правды его” (Мф 6:33). Апокалипсис указывает на истинное гражданство христиан – они являются жителями Небесного Иерусалима, и имя святого города Божия пребывает на них (ср. Откр 3:12). Поэтому, даже живя физически посреди «Вавилона», они могут духовно отгородиться от него, неся в своем сердце Небесный Иерусалим.
В Апокалипсисе показано несколько ярких образов, как над богатой роскошной империей, утвержденной на крови и насилии, свершится справедливый суд Божий. На фресках мы видим, как город уничтожается пожаром (Откр 18:3-5), и дым от гибнущего Вавилона вызывает скорбный плач царей земных, купцов и корабельщиков. Рушится их мир, к которому они так хорошо приспособились. Цари, купцы и корабельщики привыкли извлекать собственную выгоду из отношений с Вавилоном, и теперь они горько сетуют о былом величии города. Они находятся в полной растерянности, не понимая, что же им делать теперь.
Далее показан еще один образ участи Вавилона: ангел берет жёрнов – огромный камень, используемый для перемалывания зерна в мельницах – и бросает его в море. Подобно тому, как над камнем смыкаются воды, и его уже не найти в морской пучине, так и Вавилон исчезнет без следа (ср. Ис. 13:19; Иер. 51: 6–8, 63–64) .
В Апокалипсисе возвещается, что какой бы великой ни была подавляющая мощь «империи зверя», она непременно падет и уничтожится «в один день» (Откр 18:8), даже «в один час» (Откр 18:10,17) – подобно дому, построенному «на песке» (Мф 7:26-27), не имеющему под собой истинного духовного основания.