Первый ангел вострубил
«Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела» (Откр 8:7).
О символизме труб мы говорили выше: трубы не только возвещают конкретные события, но подобно ударам колокола, предупреждают людей о грядущих масштабных событиях, имеющих значимость для каждого. Звук труб призывает направить все внимание на происходящее, «подняв голову» от земных попечений, которые могут отвлекать от главного — вспомним персонажей притчи, отказавшихся прийти на пир (Лк 14:18-20). Важно, что первые видения Иоанна сопровождались голосом, похожим на звук трубы (Откр 1:10; 4:1) – это служит подтверждением сверхъестественного характера его откровения. Отметим также, что апостол Павел упоминает о трубном звуке в контексте эсхатологических событий: Господь Иисус Христос придет во славе «при гласе архангела и трубе Божией» (1 Фес 4:16), и «при последней трубе» свершится воскресение мертвых (1 Кор 15:52).
Видения, следующие за гласом труб названы греческим словом πληγή — «рана от удара» «бедствие», в Синодальном переводе «язва» (Откр 8:12; 9:20).
Видения первых четырех труб (Откр 8) построены по одному принципу – после гласа трубы разрушению подвергается третья часть окружающей человека природной среды:
1 труба – земля и зеленые насаждения;
2 труба – море и живые существа в нем;
3 труба – реки;
4 труба – солнце.
Затем, бедствия 5 и 6 труб (Откр 9) затрагивают людей, «не имеющих печати Божией», и эти видения наполнены более фантастическими образами – полчища саранчи, похожие на всадников, и воинственная конница с хвостами коней подобными скорпионам, которые несут смерть третьей части «живущих на земле». Труба седьмого ангела возвещает уже не бедствие, а свершение тайны Божией — пришествие Царствия Божия (Откр 11:15-19). Видения семи труб в Апокалипсисе имеют явные параллели с последним циклом семи чаш (Откр 16), и мы всякий раз будем это указывать.
Все комментаторы отмечают, что видения семи труб (и также семи чаш) во многом повторяют образность Египетских казней, и несут в целом тот же основной смысл. Напомним, что такое «Египетские казни», и в каком контексте они описываются. Повествование ветхозаветной книги Исход начинается с описания тяжелых обстоятельств, когда народ Израиля находился в рабстве и угнетении в земле Египта. Все израильтяне с утра до вечера трудились на изнурительных строительных работах; кроме этого, фараон предпринимал особые меры, чтобы ослабить народ Израиля — согласно Исх 1, он издал жестокий указ убивать родившихся у израильтянок младенцев-мальчиков. Через Моисея и Аарона Бог потребовал от фараона отпустить страдающий народ на свободу. Но фараон упорствовал, и Бог через Моисея явил так называемые «Египетские казни», — грозные знамения Своего владычества, видимые для всех египтян и израильтян.
Таким образом, целью Египетских казней было защитить народ Израиля, явить владычество Бога, неизмеримо превосходящее всех египетских богов, и заставить фараона, считающего себя богом, последовать требованию истинного Бога. Практически после каждого знамения фараон соглашался отпустить народ, но затем забирал свое слово назад, и поэтому «казни» следовали одна за другой вплоть до десятой — смерти египетских первенцев. И только тогда упорству фараона был нанесен сокрушительный удар. Вероятно, фараон так долго не хотел выполнять повеление Бога, потому что его подданные поклонялись ему как одному из богов, полновластному владыке Египта. Фараон, вопреки очевидному, не желал признавать над собой никакого другого Бога, который бы указывал ему, что делать. Египтяне, на которых обрушилась вся тяжесть египетских казней, увидели «истинное лицо» фараона с его гордыней и ожесточением, столь великими, что ему было не жалко подвергать собственный народ все новым и новым несчастьям.
В описании египетских казней повторяется, что все эти бедствия всякий раз касались египтян, их посевов и скота, домов и первенцев, а израильтяне всё это время оставались невредимыми. В последующей ветхозаветной традиции было указано, что наказания, подобные казням египетским, могут постичь в том числе израильтян – всех тех, кто допускает идолопоклонство, сознательно нарушает заповеди Завета, отступает от союза с Богом. Об этом ярко говорит книга Второзаконие – «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего… если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего, то наведёт на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе» (Втор 28:15, 58, 60). Также книга Левит говорит, что Господь вразумит отступников тем, что умножит наказания в семь раз: «Если же после сего пойдёте против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши» (Лев 26:21-22).
То, что возвещаемые трубами бедствия всякий раз затрагивают одну треть, также имеет ветхозаветное основание – у пророка Иезекииля Израиль предстает разделенным на три части, у каждой из которых готовится особая участь (Иез.5:2).
Итак, при звуке первой трубы на землю падают град и огонь, «смешанные с кровью», так что пострадала треть посевов и сгорела трава (Откр 8:7). В этом описании присутствует непосредственное сходство с 7-й египетской казнью: на Египет наведены гром, молнии и огненный град (Исх 9:13-35), который побивает всё, произрастающее в поле.
Исследователи отмечают, что «земным» прототипом этих образов могли послужить некоторые дожди в Палестине, кроваво-красного цвета из-за примешивающихся частичек красной пыли из Сахары, или же извержения вулканов, которые тоже окрашивали всё вокруг красным. Однако эти образы в большей степени касаются наступления суда Божия, и не могут быть сведены к «естественным» явлениям (особенно это актуально для 5-й и 6-й труб).
Град, падающий с неба, в первую очередь означает, что эти явление будет послано свыше, по праведному суду Самого Бога. В книге Иисуса Навина упоминается град огромных размеров, посланный Богом как помощь израильтянам в борьбе с противниками в битве за Гаваон (Ис Нав 10:11). В завершении цикла семи чаш в Апокалипсисе упоминается град «величиной с талант» (приблизительно 27 кг), сопровождающий великое землетрясение (Откр 16:21). Упоминаемые «огонь» и «кровь» перекликаются с важным текстом о пришествии «Дня Господня» — образами пророка Иоиля – «кровь и огонь и столпы дыма» (Иоил. 2:30, 31).