Поклонение престолу Божию
Вот первое, что открывается Иоанну на небесах: «И вот, престол стоял на небе, и на престола был Сидящий, и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису, и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4:2-3). Речь идет о Боге Отце, однако на фресках, на всех изображениях престола мы всегда видим Иисуса Христа. «Бог есть Дух» (Ин 4:24), и иконописцы решили более подобающим изобразить Бога Сына, Который согласно Апокалипсиса принимает славу Отца и разделяет с Ним небесный престол (Откр 5:6, 12-13).
Престол Божий окружают небесные существа. Ближайшие к престолу — это «четыре животных», они «посреди и вокруг» престола (вероятно, сочетание этих двух предлогов указывает на их движение, перемещение). В их описании присутствует комбинация образности Иезекииля и Исаии: как и у серафимов из Ис. 6:2, у каждого из них шесть крыл; как и описанные в Иез. 1: 4–21 херувимы, они подобны «льву, тельцу, человеку и орлу» и имеют много глаз («исполнены очей»). Однако у пророка Иезекииля каждое из животных четырехлико, а в Откр. 4 каждое животное имеет одно лицо. Все толкователи единодушно утверждают, что это ангельские силы, а их число позволяет сделать вывод, что они символизируют всё одушевленное творение Божие, ведь четыре — число сотворенного мира. Основные ассоциации с этими образами таковы: «лев» (дикое животное) означает царственное величие и смелость, «телец» (одомашненное животное) — силу и плодородие, «орел» (птица), зрение которого проницает пространство на огромные расстояния, олицетворяет парящую над землей мудрость и стремительность, а разумный человек — это связующее звено между живыми существами и Богом.
Начиная со свщмч. Иринея Лионского (Против ересей. III. 11. 8., сер. II в.), христианские толкователи начали соотносить образы четырех животных с четырьмя евангелистами, что прочно вошло в церковную традицию. Интерпретаторы считали неслучайным совпадение числа канонических Евангелий с количеством животных и делали вывод, что через четыре Евангелия весть об Иисусе словно наполняет всё мироздание. Действительно, у четырех животных и четырех евангелистов фактически одна и та же миссия — они воспевают великие дела Божии, явленные в нашем мире. Однако нужно помнить, что в самом повествовании Апокалипсиса предполагается «расширенное» толкование четырех животных — пред престолом Божиим они являются небесными представителями всего сотворенного Богом мира, и не могут быть полностью тождественны евангелистам.
Небесные существа поют песнь «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:8). Эта песнь повторяет песнь серафимов из видения Исайи, но измененную в конце (ср.: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» — Ис. 6:3). Четыре животных обращают свою песнь к Богу, и «ни днем, ни ночью не имеют покоя». Это может означать, что, в отличие от живых существ на земле, небесные животные не нуждаются в отдыхе, — для них нет дня и ночи, они пребывают в постоянном общении с Богом, находясь как бы над временем. Это выражение свидетельствует об их стремлении всегда быть перед лицом Бога, они вовсе не устают петь свою песнь и исполнять Его волю.
Четыре животных составляют первый, «ближний» круг у престола, но есть еще и второй — вокруг небесного трона находятся двадцать четыре престола и на них — двадцать четыре старца (греч. πρεσβύτερος — «старший», «более опытный», «старейшина»). Старцы облачены в белые одежды и имеют на головах золотые венцы (короны) — символ царственности. Венценосцы поклоняются Богу, возлагая свои венцы к Его престолу (Откр. 4: 10–11) и признавая этим жестом, что их власть полностью исходит от Него, что они как цари подчиняются Высшему Царю. Затем старцы тоже поют Богу песнь под аккомпанемент струнных инструментов, воспевая Его как благого Творца. Старцы держат в руках «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр 5:8). Важно, что греческое слово πρεσβύτερος-«пресвитерос» может означать не только «старейшина», но и «предстоятель», «священник» — и именно в данном значении часто употребляется в новозаветных книгах.
Кто же эти небесные «старейшины» или «предстоятели» — тоже Ангелы, управляющие небесной областью? Возможно, что образ старцев связан с идеей окружающего Бога небесного совета (ср. 3 Цар 22: 19: «все воинство небесное стоит при Нем», Ис. 24:23; Дан. 7:9). Однако против толкования старцев как Ангелов говорит словоупотребление: Ангелы в Библии обычно не именуются «пресвитерами». Кроме того, старцы в Откр. 7:11 отмечены как отдельная категория по отношению к Ангелам. Большинство комментаторов считает, что, в отличие от четырех животных, старцы являются представителями человечества. Их число 24 связывают либо с 12 коленами Израилевыми и 12 апостолами, либо с чередами ветхозаветных священников, которых было 24 (см. 1 Пар. 24).
Итак, старцы есть цари и священники Бога, верно служащие Ему. Их богослужебная роль ярко выражена: старцы поклоняются Богу, прославляют Его за великие деяния творения и спасения (Откр. 4:11; 5: 8,11,14; 7:11; 11:16; 19:4), передают «молитвы святых» (Откр. 5:8). Можно сделать вывод, что старцы символизируют собой Церковь, предстоящую пред Богом на небесах.