Пятый ангел вострубил. Открытие кладезя бездны
В видениях пятой и шестой труб (Откр 9) губительные воздействия уже направлены на людей — тех, кто не имеет «печати Божией». Эти два видения труб описаны с большим количеством деталей, чем четыре предыдущих. Они представляют собой одни из наиболее мрачных видений Апокалипсиса.
Когда трубит пятый ангел, Иоанн видит, как звезда, упавшая с неба на землю, отворила «колодец бездны». Подобно «звезд Полынь», эта звезда также вызывала ассоциации со злыми духами – об этом же говорит и образ «бездны», в понимаемой иудейской традиции как место наказания и заключения злых духов (ср. Лк.8:31).
И вот, из колодца бездны поднимается саранча. И это не просто насекомое – ее описание изобилует фантастическими деталями. На ее головах золотые венцы, волосы как у женщин, зубы как у львов, хвосты, как у скорпионов, в которых были жала. Саранча описывается как мощная, идущая на войну конница» (Откр 9:1-11). У нее был некий предводитель, или царь; названо его имя, Аполлион — по-гречески «губитель».
Мы снова узнаем образ Египетских казней – нашествие саранчи стало восьмой казнью, и громадные полчища этих прожорливых насекомых поели «всю траву земную и все плоды древесные… и не осталось никакой зелени… на деревах» (Исх.10:15). В отличие от саранчи в Книге Исход, здесь саранче заповедано: «Чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву». Подобно тому как ниспосланные казни не вредили израильтянам, а только египтянам (Исх.8:22–24; 9:4–7,26; 10:21–23), верные Богу люди пребывают под духовной защитой Бога (ср. Откр.7:3), и это бедствие не коснется их.
Выше уже шла речь о том, что в ветхозаветной книге Второзакония предвозвещено, что Израиль за свое идолопоклонство «в последние дни» вновь подвергнется казням египетским (Втор. 28:27, 60), куда включается и нашествие саранчи (Втор. 28:38–39, 42). У пророка Иоиля, саранча является важным образом в описании «Дня Господня» (Иоил 1:6; 2:5) — причем в ее описании также узнаются черты не только насекомого, но и сильного конного войска, устремляющегося на грешников в огромном устрашающем количестве.
Вновь мы видим, что Бог попускает саранче воздействовать на людей строго определенное время — «пять месяцев» — это не настолько продолжительный срок, однако мучения грешных людей будут сильными, некоторые даже будут призывать смерть. Но смерть «убежит от них» (Откр 9:6).
В «земном» плане, в саранче усматривали нашествие «диких» народов, глобальные войны, некое мощное оружие… Как бы то ни было, главным остается то, что своими грехами люди вызывают на землю некие темные силы, которые подобно саранче плодят свое злое влияние и затем жестоко мучают своих «адептов». Христиане должны быть предупреждены о духовной войне, которая ведется в мире, и бодрствовать. Вспомним слова апостола Павла о духовном вооружении верующего: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12).
Бедствия пятой и шестой труб могут пониматься не в прямолинейном смысле как посланные Богом внешние суровые «кары», но как следствие начинающегося обрушения благого порядка, который создан Богом и поддерживается Им. Люди считают, что могут обойтись без Бога, и Он отвечает – пусть будет так, как вы хотите. Грешные люди словно удаляются от Бога, ищут себе других привлекательных «идолов» — но достаточно быстро оказывается, что без незримого присутствия Божия Бога ничего не держится, открывается «кладезь бездны», жизнь всего творения словно висит на волоске. Но то, что Бог «отдаляется», не означает, что Он «отворачивается» от грешных людей. Бог продолжает обращаться к ним, но уже в рамках тех обстоятельств, которые они сами себе создали. Бог дозволяет произойти бедствиям, которые сделают очевидными печальные последствия неверного выбора.
Таким образом, через бедствия труб Бог дает «живущим на земле» шанс. Может быть, переживаемые сильные потрясения наконец приведут их ко внутреннему изменению и покаянию? Эта цель явственно следует из завершения повествования о пятой и шестой трубах Откр 9:20-21 (подробнее рассмотрим ниже). Бедствия труб можно сравнить с неким сильнодействующим средством, употребляемым, когда все другие средства вразумления уже не помогают. Всем знакома поговорка: «пока гром не грянет…» Нередко бывает, что люди начинают вспоминать о Боге только тогда, когда случилось что-то такое плохое, с которым невозможно справиться своими силами.