Снятие седьмой печати

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр 8:1). Продолжительное безмолвие у престола Божия наполнено ожиданием, — все понимают, что оно предваряет некие великие события… У небесного престола формируется некий ответ, некое определение. В ветхозаветных текстах неоднократно говорилось о необычной тишине, знаменующей близость Бога, пришествие «Дня Господня»: «Да молчит всякая плоть пред лицем Господа!» (Зах 2:13; Соф 1:7). «Безмолвие» также предшествовало десятой египетской казни: когда «все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов… всемогущее слово Твое, как грозный воин» (Прем 18:14; ср. Исх 14:14).

Иоанн ощущает, что тишина скоро разрешится звуком трубы: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» (Откр 8:2). Значение труб в Израиле было сходно с колоколами в нашей традиции: именно трубы созывали израильтян на религиозные праздники и собрания. Все общественно-значимые события, предупреждения об опасности, войны возвещались трубой. Вспомним семь священников с трубами при осаде Иерихона, которые обходили стены семь раз, и те рухнули (Ис Нав 6:4, 8). Явление Бога Моисею на Синае также сопровождалось сильным звуком труб (Исх 19:16, 19). В писаниях ветхозаветных пророков трубный звук обозначал призыв всего народа к покаянию перед приближающимся судом Божиим (Иоил 2:1,15; Иер 4:5; 6:1,17; Иез 33:3; Ис 58:1).

Но прежде звучания труб ангелов, на небесах происходит некое приготовления: ангел берет фимиам и воскуряет его на небесном жертвеннике, соединяя с «молитвами святых», — «и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр 8:4, ветхозаветный прообраз – Иез 10:1-7). Здесь мы видим зримое отображение слов известного псалма «Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» (Пс 140:1-2). Эти образы дают понять, что Бог действительно слышит возносимые к Нему «молитвы святых» (вспомним молитвы «убиенных за слово Божие» —  Откр 6:10) и действенно отвечает на них. Причем под «святыми» имеются в виду все члены народа Божия, не только узкая группа лиц. «Молитвы святых» становятся основой действий на земле – Иоанн видит, как ангел торжественно повергает золотую кадильницу на землю, так что огонь от небесного жертвенника распространяется по земле.

«И взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса, и громы, и молнии, и землетрясение» (Откр 8:5).

Эти образы вторят видению пророка Иезекииля, указывающего на суд над идолопоклонниками в Иерусалиме (Иез 10); ангельскому существу небесном храме сказано: «Возьми полные пригоршни горящих угольев между херувимами, и брось на город [Иерусалим]» (Иез.10:2).

После символических действий на небесах, Иоанн видит, что вперед выходят семь ангелов с трубами. Эти ангелы стояли «пред престолом» — возможно, речь идет о семи архангелах (Тов 12:15). Последующие видениях семи труб, подобно образам шестой печати, обозначают предварение всеобщего суда Божия в конце времен. «Голоса и громы», согласно толкованию Андрея Кесарийского, указывают на бедствия перед пришествием Бога в мир, «подобно тому как на горе Синайской они были символами присутствия Божия, устрашая всех, а благоразумных приводя к обращению. Для этого же служат и Ангелы, исцеляющие, как сострадательные врачи-подражатели Христа, греховные недуги болящих».