11. Третий ангел вострубил. Падение звезды Полынь

Когда вострубил третий ангел, Иоанн увидел, как «упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр 8:10-11). Снова наблюдается параллель с первой египетской казнью, — воды Нила обратились в кровь, — а также с видением третьей чаши, где реки и источники вод стали как кровь (Откр 16:4).

В земле Израиля большая часть питьевой воды происходит из источников, поэтому значение источников трудно переоценить – это символ жизни. Поэтому третья труба возвещает серьезное бедствие, которое, впрочем, опять ограничено «одной третью». В дальнейшем повествовании, в описаниях благословенной жизни будущего века упоминается, что Агнец будет водить спасенных «на живые источники вод» и жаждущий сможет напиться от «реки воды жизни» (Откр 7:17, 21:6).

Обратим внимание, что видениях первых трех труб объединены образом огня. Значимо, что ангелы начали трубить после того, как горящие угли с небесного жертвенника были брошены на землю (Откр 8:5). Выше было сказано, что огонь является один из символов суда Божия. Можно предположить, что эти первые трубы предвосхищают последний связанный с огнем образ, означающий вечную гибель злых сил — это озеро, горящее огнем и серой (Откр 20:10, 15).

Отличием от видения второй трубы является упоминаемая «горечь» вод. Сходный образ «горьких вод» есть в книге пророка Иеремии – Бог говорит, что за свое идолопоклонство Израильский народ понесет следующее наказание: «Накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью» (Иер 9:15). В ветхозаветных текстах символом горькой печали от последствия своего греха (Притч 5:4), также встречается упоминание «горького яда и полыни» идолослужения (Втор 29:18). Иоанн наверняка держит в памяти известный эпизод истории израильтян: во время странствования по пустыне после выхода из Египта, Моисей бросил кусок дерева в горькие воды, и они стали здоровыми и сладкими (Исх 15:23). Теперь же внутреннее состояние людей таково, что хорошие воды становятся горькими.

Вновь можно отметить, что описанное в видениях первых четырех труб относится в первую очередь к суду Божию в конце времен, однако подобные природные бедствия уже не есть для нас нечто трудно представимое. Сколько уже произошло масштабных экологических катастроф, погубивших жизнь во многих местах земли, сделавших воду в реках «горькой», то есть непригодной для питья… Из-за халатности и жадности людей, из-за потребительского отношения к природным ресурсам живая природа терпит огромный ущерб, который может стать непоправимым. Такое отношение людей идет против воли Бога о Его творении, которое Он сотворил прекрасным (Быт 1:31).

В «земном» плане, описанная в Откр 8:10 «большая звезда, горящая подобно светильнику», имеет сходство с кометой. Однако толкователи советуют воздерживаться от чрезмерно буквальных ассоциаций. Ряд комментаторов высказывают мысль, что звезда может указывать на губительного ангела – в параллель приводят евангельские слова Иисуса Христа, «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк 10:18). Андрей Кесарийский вспоминает сходные слова пророка Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой» (Ис. 14:12-13). Толкователь считает, что имя звезды «Полынь» довольно точно характеризует действие злого духа: «Диавол, напояя людей чрез удовольствия горьким развращением, по попущению Божию наводит и скорби». Важно отметить, что образ звезды в Апокалипсисе чаще всего положителен — Иисус назван «звездой светлой и утренней» (Откр 2:28; 22:16; ср. мессианское пророчество Валаама о звезде от Иакова, Числ 24:17), звездами названы «ангелы церквей» (Откр 1:20), женщина на небе имеет корону из звезд (Откр 12:1).

Из описания видений трех труб Андрей Кесарийский делает нравственный вывод, что христианам подобает строго судить самих себя еще прежде окончательного суда Божия, вспоминая слова апостола Павла: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром» (1Кор. 11:31-32). И если мы как христиане искренне считаем себя достойными наказания в смысле вразумления, то сможем «принять с благодарностию наводимые на нас скорби, подобно тому как мы видим, что рассудительные больные с терпением переносят прижигания и операции, надеясь на выздоровление».