Видение жены, облаченной в солнце, и дракона

Иоанну открывается видение Женщины, облаченной в солнце, стоящей на луне, имеющей венец из двенадцати звезд (Откр 12:1). На фреске женщина пребывает в сфере неба. Число 12 несомненно символизирует народ Божий (12 апостолов, 12 колен Израилевых). Женщина должна скоро родить, испытывает родовые муки. У западных толкователей распространено понимание «Жены» как Девы Марии – Матери Иисуса Христа, но восточные богословы отдавали предпочтение более расширенному толкованию. Женщину из Откр. 12 соотносят с Церковью в целом, с народом Божиим. Она в первую очередь, знаменует иудейскую общину верующих времен Ветхого Завета, которую Бог возрастил до той степени зрелости, что внутри нее смог родиться обетованный Мессия-Спаситель, Иисус Христос. Солнечное облачение Женщины может означать, «что ветхозаветная Церковь как носительница Божьих замыслов имела космическое значение» (прот. Александр Мень, Читая Апокалипсис).

Дракону не удается осуществить свой замысел и повредить Женщине или младенцу – родившийся младенец был вознесен «к Богу и престолу Его» (Откр 12:5). В этом образе угадываются события Воскресения Христа и Его Вознесения. О младенце сказано, что ему надлежит «пасти все народы жезлом железным» — это отсылка к псалму 2, говорящем о царе-Мессии. На фреске младенца бережно принимают на небеса в светлый небесный храм (ср. Откр 11:19).

Образ новорожденного младенца выражает идею уязвимости даже больше, чем образ Агнца/Ягненка. Однако такой образ Иисуса Христа не должен удивлять — Сам Христос соотносил Себя с малыми детьми: «кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 1–6), «что сделали вы одному из малых сих, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

В христианской традиции также распространено толкование, что под родами младенца имеется в виду духовное рождение Христа в душах верующих: «Церковь непрестанно рождает Христа в лице крещаемых» (Андрей Кесарийский, Толкование на Апокалипсис). Далее в Апокалипсисе сказано, что у женщины появляются и другие дети — «прочие от семени ее, сохраняющие заповеди Божии и имеющие свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17). Женщина становится поистине «Новой Евой» — эти образы Апокалипсиса показывают исполнение обетования Божия о победе «семени жены» над коварным сеющим зло змеем («семя жены сотрет главу змея» — Быт 3:15, ср. Откр 12:17).

После вознесения младенца возносится происходит война – ангелы во главе с архангелом Михаилом низвергают дракона с неба. В образе красного дракона с семью головами и десятью рогами Тайнозритель Иоанн собирает воедино все нити библейского откровения, так или иначе говорящие о злом духе-противнике Бога: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9). Дракон Откр. 12 назван «древним змеем» — здесь прослеживается указание на «змея», говорившего с Евой в райском саду в повествовании книги Бытия (Быт 3). Слово «диавол» по-древнегречески означает «клеветник». А слово «сатана» происходит от еврейского «шатан»/ שָׂטָן‏‎ — «противник», «враг». Это слово встречается в прологе ветхозаветной книги Иова и книге пророка Захарии (Зах. 3: 1–5, 9) — в них изображается некий небесный «обвинитель», своего рода прокурор, который подозревал людей в тяжелых грехах, приписывал им потребительское отношение к Богу.

При падении, дракон своим хвостом захватывает часть звезд, и они падают вместе с ним. Толкователи понимали это как указание на соблазненных сатаной ангелов, или же уловляемых им людей. Поражение дракона вызывает великую радость на небесах: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10, в греческом дословно «обвинитель, прокурор» — κατήγωρ).

Ярость потерявшего прежнюю силу дракона обращается на Женщину, однако ей дано от Бога убежище «в пустыне». Бог заботится о ней, направляет ее путь и подает всё необходимое – подобно тому, как Он питал ветхозаветный народ Израилев, вышедший из Египта и странствующий по пустыне. Благодаря близости Бога, пустыня словно преображается в цветущий оазис, и время изгнания становится временем созревания.

Озлобленный дракон использует еще одну тактику, чтобы навредить Женщине: «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою» (Откр. 12:15). Река может означать поток искушений (как у Андрея Кесарийского), поток неумолимого времени или же пассивность, гасящую огонь духовной жизни. Однако земля помогла Женщине и поглотила эти воды.

Женщина Откр 12 — яркий и значимый образ Церкви, в котором сочетаются небесная слава и уязвимость. Толкователи замечают, что в образе Женщины народ Божий показан в динамике своего развития от ветхозаветной Церкви, — из которой произошел Мессия, — к новозаветной Церкви: дракон вступает в войну с «прочими от семени её [жены]» (Откр 12:17), то есть с христианами.

Свершившаяся победа Иисуса и Его Церкви простирается на все времена, и эта идея позволяет лучше понять образ «низвержения» дракона с небес. Падение дракона может означать, что он ниспал из сферы вечного в сферу временного, — у него уже нет никаких шансов на финальную победу, последнее слово остается за Богом. Указание на период в «три с половиной года»/ «1260 дней» дает понять, что дракону отпущен конечный период земного времени, — обратный отсчет уже идет, и дракон знает, что его время убывает стремительно. И потому в оставшееся время дракон со всей энергией использует доступные ему возможности влияния на людей. Таково значение стиха Откр. 12:12, «горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени».